Занятия по обучению вспомогательного метода коммуникации PECS (карточки ПЕКС)
Аббревиатура PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). ПЕКС - это альтернативная система для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения (аутизм, ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.).
Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века, однако по сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается.
В чем особенности и преимущества данной системы:
- PECS позволяет эффективно коммуницировать или общаться детям, лишенным, в силу особенностей своего состояния, возможности выразить устно свои желания, мысли, переживания.
- Благодаря возможности выразить свои желания с помощью карточек и сделать это активно, у ребенка появляется более здоровая альтернатива добиться желаемого без истерик.
- Ребенок не просто соглашается с предложенным взрослым вопросом, а вынужден сначала у себя в голове, а затем и в наглядном выражении в виде карточек составить полноценное предложение.
- Эта система позволяет ребенку общаться с совершенно незнакомыми людьми и чувствовать себя более уверенно в незнакомой или малознакомой обстановке.
- Система PECS помагает развитию устной речи у ребенка.
Как правило, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS преподается параллельно с обычным языковым развитием. Система позволяет обучать аутистов не только различению картинок и выражению просьб с их использованием, но и тому, как подойти к постороннему человеку или выйти в другую комнату для коммуникации, а затем – как пользоваться прочими коммуникативными способами (комментированием и др.). На каждом из этапов PECS предусмотрено моделирование устной речи и стимулирование ее развития. В случаях, когда аутист не смотрит в глаза, эта система показывает себя эффективной за счет работы не напрямую, а посредством вспомогательных предметов. Поэтому тревоги и волнения родителей поводу того, что система PECS будет препятствовать формированию устной речи - ошибочны. Наоборот, умения сформулировать свои мысли и желания в полноценное предложение, найти каждому слову символическое отображение в виде карточки и последовательно выстроить это в цепочке не так просто как нам кажется и будет хорошим подготовительным этапом для формирования устной речи, закрепления доброжелательных отношений между ребенком и взрослым, так как в глобальном плане будут способствовать пониманию между ними.
Важным аспектом этой работы является то, что продолжать данную работу нужно не только на занятиях со специалистом, но и в семье и везде где ребенок общается, только в этом случае она будет эффективной, значимой для ребенка и будет способствовать его развитию и комуникации.