На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis). АВА-терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.
В рамках данной программы любое сложное действие разбивается на простые составляющие и прорабатывается каждый этап отдельно. Проработав каждое простое действие по отдельности, они связываются между собой в сложную цепь. Одновременно можно прорабатывать с ребенком – 2-3 разных навыка никак не связанных между собой. В ходе своей работы специалист стимулирует развитие положительных навыков через систему поощрения и нивелирует нежелательное поведение через систему ограничений или подавления. В данной методике ведущим является взрослый специалист, ребенку инициатива не предоставляется. Специалист по “АВА” первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (проводит диагностику, изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и составляется индивидуальная программа.
Для каждого ребенка составляется индивидуальная программы работы, которая может проводиться в совершенно различных условиях: школе, дома, даже на уличной площадке….
В АВА-терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5-3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых. В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.